Деньги. 10 главных правил.


Я бы хотела написать, что обращаться с деньгами меня научили в детстве, но это не так. Увы, мне пришлось учиться на своем горьком опыте самостоятельно. Я начала работать в 14 лет, и сколько себя помню, всегда неплохо зарабатывала, но каким-то удивительным образом обладала способностью тратить все до копейки. Отправляясь в путешествие я могла потратить все так, что у меня оставалось ровно на поездку до вокзала. Конечно же все это мне не нравилось. Я могла заработать значительную сумму денег, но не могла отложить даже сотню долларов. Конечно мне это не нравилось.

Когда я думаю о том как бездумно я поступала со своими деньгами, мне хочется забыть про все это и начать сначала, но так сделать нельзя. Но можно прямо сегодня начать делать все иначе.
Когда я тратила деньги так, словно от них нужно было срочно избавиться, я предпочитала не знать о том сколько трачу и сколько зарабатываю чтобы не расстраиваться. Несмотря на высокий доход я чувствовала себе ужасным неудачником. В то время как большинство людей, зарабатывающие меньше покупали себе недвижимость, я с трудом оплачивала счета и умудрялась образовывать долги. И, конечно же, с этим пришлось что-то делать.

И если вы из тех, у кого пока с деньгами получалось как-то не так как хотелось бы, то этот текст как раз для вас. Я постараюсь собрать тут то, что помогает мне. Возможно это поможет и вам.

Итак...
10 правил, которые помогают мне управлять моими финансами:

1. Ведите учет доходов и расходов. 


Первый раз я попробовала вести учет расходов лет 20 назад и моего терпения хватило на месяц.  Понимание того как много денег тратится на всякие мелочи так огорчило меня, что я закрыла эту прекрасную тетрадку и еще лет 10 к ней не возвращалась.
Есть люди, которые по-прежнему ведут "домашний бюджет" в тетради, есть те, кто предпочитает эксель, есть те, кто пользуется программами. Выбор за вами.

Я для себя выбрала две:
AndroMoney

CoinCeeper

Ведение бюджета помогает осознать размер потока, понять куда уходят деньги, спланировать расходы, проанализировать траты. И что самое важное - спланировать доходы. 

2. Откладывайте 10% 


Что делать с этими деньгами - решать вам. Может быть вы решите во что-то их вложить, может быть это будет обеспечением старости. Это деньги, которые будут у вас в случае если все пойдет не по плану. В моем случае это 10% очень нестабильны, но сильно выручают меня в ситуациях с непредвиденными расходами. 
Поскольку я из тех, кому достаточно сложно "копить" деньги, я автоматизировала процесс. С каждого поступления на карт-счет, автоматически у меня отчисляется 10% на другой счет. 
Это можно сделать практически в любом банке. Хороший банк предлагает отчислять процент с зачислений, либо с расходов. Процент вы можете установить по своему желанию. Если вам покажется, что 10 это много, можно поставить 2%. Совершенно незаметно для вас у вас образуется сумма, которую можно будет назвать значительной. 



3. Назначьте себе зарплату. 


Этот пункт особенно важен для тех, кто работает на себя и не может назвать свой доход равномерным. 
Для того, чтобы понять какая у вас зарплата, вам нужно пару месяцев проанализировать своих расходы и доходы. Зарплата должна перекрывать ваши основные расходы и позволять вам развиваться. Если у вас получится как в моем случае: расходы на семью из трех человек больше доходов, то нужно будет подумать о том как увеличить доходы (но это уже отдельная тема) 
Предположим, что вы назначили себе зарплату в 500$. Выплачивайте себе регулярно раз в месяц. Все остальное, откладывайте на отдельный счет. 
Как хороший работодатель вы можете повышать зарплату и время от времени выплачивать премии если чистый доход высок. 


4. Распределите бюджет равномерно. 

Любой бюджет состоит из статей расходов: жилье, питание, одежда, образование, транспорт и т.д. У каждого этот список свой. Жить по средствам хорошо помогает распределение денег. Отнимаем из вашей зарплаты аренду, связь, транспорт, обучение детей... (все то, что нужно заплатить в текущем месяце и сумма выплаты известна). 

Оставшуюся часть делим на части например так: 
50% - еда
10% - образование
10% - одежда
10% - копилка
10% - непредвиденные расходы
5% - подарки

Деление на части всегда очень индивидуально и зависит от вашего образа жизни и статей расходов. Мне, например, удобнее было установить лимит расхода на каждую категорию и понять сколько я трачу в неделю "на жизнь". Поэтому у меня "остаток" после выплаты "обязательных" просто делится на 4 части (по неделям), это позволяет мне не купить одежду, а потратить на образование или "пообразовываться" бесплатно, но качественно собрать детей в школу. Мне значительно удобнее, когда статьи расходов гибкие. Если вы творческий человек, то, вполне возможно, вам тоже.

6. Кредиты только на развитие. 


Никаких кредитов на жизнь! Всем известно, что отдавая кредит, мы отдаем значительно больше чем брали, поэтому всегда задавайте себе один вопрос "это поможет мне заработать больше?". Если ответ - "да", значит в этом есть смысл. Если сомневаетесь, то отказывайтесь от этой идеи. 
Если автомобиль нужен вам только чтобы возить себя на работу, его не стоит брать в кредит. Возможно такси и общественный транспорт будут выгоднее. 
Если вы работаете лицом, то возможно новый нос повысит вашу стоимость. 
Каждый выбирает сам что именно позволит ему заработать больше. 

7. Живем на то, что заработали. 

Этот пункт был, пожалуй одним из самых сложных для меня. Я всегда успевала придумать на что потрачу деньги, которых еще не получила. Привычка "делить шкуру неубитого медведя" много раз меня подводила, шкура временами оказывалась значительно меньше чем ожидания, что заставляло брать в долг. А в условиях "ограниченного бюджета" долги отдавать весьма сложно. Все стало на свои места когда я научилась распределять то, что есть в руках и перестала заглядывать в то, что заработаю завтра. 


5. Планируем покупки. 



Это, пожалуй одна из самых простых для меня тем. 
У меня нет свойства покупать спонтанно уже очень давно. Меня совершенно невозможно уговорить купить ненужную мне вещь. И если я сомневаюсь в том какую сумочку выбрать, синюю или красную, то скорее всего уйду вообще без сумочки. 
Я всегда пишу списки. При чем это всегда много разных списков: "работа", "одежда", "дети"... Часто эти списки долгосрочные. И каждый раз, заходя в магазин, я понимаю нужна ли действительно мне эта вещь или нет. 
Если вы не такой стойкий человек как я, то воспользуйтесь двумя простыми правилами: 
- пишите список всего, что вы хотите себе купить (можно даже делать доску желаний)
- никогда не ходите в магазин голодным и уставшим

8. Экономьте разумно. 

Я обожаю покупать вещи со скидками, но ненавижу дни распродаж. 
Мне нравится покупать по хорошей цене хорошие вещи, но мне жаль потратить нервы и здоровье на стояние и толкание в очереди в день распродаж, поэтому каждый раз я взвешиваю что мне выгоднее сэкономить: деньги или силы и время. Если на скидке можно сэкономить 5$ и потерять 2 часа времени, то вряд-ли я воспользуюсь этой скидкой. 
Если вы оказались перед выбором: купить одну нужную вещь хорошего качества или две поплоше, при условии, что вам нужны обе, лучше купить одну и подумать как заработать на вторую. Почему? Потому, что мы опять считаем: качественная вещь послужит значительно дольше, и если разделить ее цену на время жизни, то окажется гораздо более выгодной. 


9. Вкладывайте в себя.

С тех пор как я завела привычку постоянно учиться новому, у меня появился честный, обоснованный повод время от времени повышать цену своего труда. Это, пожалуй, все, что я хочу сказать по этому пункту. 
Каждая прочитанная книга по делу, каждый полученный диплом, каждый день личной терапии делает вас более качественным и прибавляет 1$ к вашей зарплате (ну, условно 1). 
Новое платье, кстати, это не вклад в себя, это расход, хотя настроение значительно повышает и дает силы покорять мир. 

10. Дарите подарки. 


И немножко про энергию... Деньги, как выяснилось, очень любят щедрость. Чем больше радости людям вы приносите через себя и свои деньги, тем легче денежный поток идет через вас. Делайте подарки без повода. Большие и маленькие. Родным, друзьям. Думайте о людях, заботьтесь о них. 

















Комментарии

  1. Ответы
    1. Сомнительная инвестиця))) Но я тоже ту историю люблю вспоминать. Очень, кстати, надеюсь, что у девочки окупились вложения.

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Море, я к тебе бегу! Я уже на берегу! Я бегу к твоей волне, а волна бежит ко мне!..! (с) Э.Мошковская

Зеленая школа

Кризис - время для роста.